Как адаптировать привычный образ жизни при когнитивных нарушениях?

Когнитивные нарушения: что это такое у взрослых

Это сбой памяти, внимания, речи, а также невозможность самостоятельно принимать решения. Степень таких нарушений может быть различной у каждого пациента.

Женщина пытается что-то вспомнить

Когнитивные нарушения головного мозга разделяют на 3 вида1:

  1. Легкие когнитивные нарушения проявляются такими симптомами, как сниженная умственная работоспособность, низкая концентрация внимания и трудности в запоминании нового материала.
  2. Умеренные когнитивные нарушения являются более выраженными. По сравнению с предыдущим видом более заметными становятся рассеянность, частый поиск забытых вещей. В повседневной жизни это может не приводить к затруднениям, но препятствует более сложным видами деятельности. Часто сопровождается подавленным настроением и тревожностью2.
  3. Тяжелые — в этом случае говорят уже о деменции. На данном этапе развития когнитивных нарушений их проявления сказываются на всех сферах деятельности человека, приводят к частичной или полной утрате самостоятельности и длятся более 6 месяцев1.

Диагностика когнитивных нарушений осуществляется преимущественно врачом-неврологом, а немедикаментозная часть восстановления — врачом-реабилитологом. Постановке диагноза предшествует сбор жалоб, истории заболевания, семейного анамнеза, а также проведение лабораторных, инструментальных исследований и нейропсихологического тестирования.

По результатам диагностики составляется заключение, в котором содержится информация о том, какой вид памяти страдает, требуется ли реабилитация и каков ее объем, а также какой потенциал восстановления у данного пациента3.

Возможно самостоятельное восстановление некоторых когнитивных функций. Касательно речи уже известно, что в течение 6 недель ‒ 3 месяцев 95% пациентов достигают максимума выздоровления4. Однако не всегда стоит надеяться только на это.

Большей части пациентов все же потребуется специализированная помощь медицинских специалистов. Не стоит забывать, что важно уметь адаптироваться в привычных условиях жизни: в быту, на рабочем месте для выполнения повседневных задач.

Рекомендации, которые могут помочь адаптироваться

1. Какое-то время ничего не менять в доме.

Сразу после выписки рекомендуется не переставлять ничего в доме, не делать ремонт. Попробовать заново познакомиться с домом, полистать фотоальбомы, попытаться восстановить в памяти радостные события, назвать по этим фото знакомых и родственников3.

2. Заниматься спортом.

На каждую из когнитивных функций влияет физическая нагрузка5.  Улучшение памяти и внимания наблюдаются при занятиях аэробными физическими нагрузками, такими как езда на велосипеде, танцы, плавание, аэробная гимнастика6.

3. Пациент должен знать о слабых и сильных сторонах своей памяти3.

Можно обучиться алгоритму извлечения информации из памяти. Например, человек забыл, куда положил ключи. В этом случае необходимо вспомнить, что окружало его, какие запахи, что он в тот момент делал, как двигался, что слышал.

Добывать информацию с таким же успехом, как до заболевания, пациент больше не может.

Она остается в памяти больного, однако для ее извлечения требуется специальная схема, основывающаяся на логических рассуждениях, подсказках и фактах.

К примеру, пациент не помнит, какой фильм смотрел вчера вечером. Близкие не помогут восстановленю, если просто расскажут, что это был за фильм. Гораздо полезнее будет, если они дадут подсказки: как долго фильм длился, где это происходило, кто сидел рядом, какие эмоции человек испытывал при просмотре.

4. Когда пытаетесь что-то запомнить, занимайте только этим, не отвлекайтесь3.

Если кладете ключи или кошелек на полку в комнате, то проговаривайте это вслух. При запоминании важных вещей представляйте, как вы будете вспоминать информацию через некоторое время.

5. Пользуйтесь «запоминалками», стикерами, наклейками3.

Положительный эффект может оказать использование вспомогательных средств.

Например, можно повесить перед дверью список того, без чего нельзя выйти из дома: «Телефон. Ключи. Документы». В индивидуальных случаях может потребоваться запись расходов, звонков, отдельных событий, записей к врачу, дней рождения и др. Для этих целей лучше подходит ведение дневника.

6. Не допускать стереотипного поведения3.

К примеру, работа — холодильник — телевизор, а в выходные дни эта цепочка может быть еще короче. Лучше постепенно расширять круг этих действий, увеличить список дел в распорядке дня.

Снижение когнитивных функций в каждом случае носит индивидуальный характер, зависит от многих факторов, в том числе от возраста. Болезнь может препятствовать возвращению в профессиональную деятельность и к другим привычным делам. Поэтому так важно в этой проблеме не оставаться одному, принимать руку помощи, чтобы избежать ухудшения ситуации, а лучше — прийти к уровню нормы.

Список литературы:

  1. Кадыкова А.С., Манвелова Л.С, Шведкова В.В. Практическая неврология. ГЭОТАР-Медиа, 2016.
  2. Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста», 2020 г.
  3. Клинические рекомендации «Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с грубыми нарушениями памяти при повреждении головного мозга», 2016 г.
  4. Renton T., Tibbles A., Topolovec-Vranic J. Neurofeedback as a form of cognitive rehabilitation therapy following stroke: A systematic review. PLoS ONE. 2017;12(5):e0177290.
  5. Stradecki-Cohan H.M., Youbi M., Cohan C.H., Saul I., Garvin A.A., Perez E., Dave K.R., Wright C.B., Sacco R.L., Perez-Pinzon M.A. Physical Exercise Improves Cognitive Outcomes in 2 Models of Transient Cerebral Ischemia. Stroke. 2017 Aug;48(8):2306-2309.
  6. Zheng G., Zhou W., Xia R., Tao J., Chen L. Aerobic Exercises for Cognition Rehabilitation following Stroke: A Systematic Review. J Stroke Cerebrovasc Dis. 2016 Nov;25(11):2780-2789.
VER2291552 (v1.0) от 03.10.2023