11 игр на развитие памяти и внимания для взрослых

1 minute read

Содержание

Известно, что для поддержания памяти в «хорошей форме» необходимо регулярно ее тренировать и стимулировать умственные процессы1.

Важно активно развивать память во всех возрастах, особенно пожилым людям вследствие возрастающего риска когнитивных нарушений. Такие занятия, как решение логических задач и разгадывание кроссвордов, заставляют мозги «работать».  Любая деятельность, связанная с обработкой большого объема информации, способствует укреплению памяти и даже профилактике когнитивных заболеваний2.

Тренировка ментальных функций в виде игр для улучшения памяти и работы мозга давно доказала свою эффективность в исследованиях у детей, но процессы нейропластичности происходят не только в развивающемся детском мозге, но и у пожилых людей3.

Большим плюсом игровой формы является то, что в этом процессе может участвовать вся семья! Ведь крайне важно сохранять эмоционально значимые контакты с детьми, внуками, родственниками, друзьями и даже соседями4.

Рассказываем о самых интересных играх для улучшения памяти и внимания!

Занятия для всей семьи или большой компании 

1. «Саймон говорит»5.

Соберитесь компанией и повеселитесь от души. А заодно прокачайте свою реакцию!

Правила:

  • Ведущий («Саймон»), 2 и более участника. 
  • Ведущий дает команды, которые начинаются со слов «Саймон говорит…» (например: «Саймон говорит: поднимите руку»), и сам выполняет это действие.
  • Участники должны выполнять команду только тогда, когда она начинается со слов «Саймон говорит…». Если ведущий не говорит этого перед командой, то участники не должны выполнять ее.
  • Если участник выполнил команду без фразы «Саймон говорит…» или не успел выполнить правильную команду, то он выбывает из игры.
  • Не забываем, что «Саймон» может пытаться обмануть игроков, говоря: «Саймон говорит: сделайте приседания» — но не приседая, а прыгая. 
  • Ведущий продолжает давать запутанные команды до тех пор, пока не останется только один игрок. Он становится победителем.

2. «Угадай мелодию»2 (по мотивам известной викторины).

Прекрасный вариант для поднятия настроения в любой праздник: достаточно включить плейлист с любимыми песнями из популярных кинокартин или мультфильмов и попробовать угадать по началу мелодии эту композицию. Все это можно совместить с рассказами историй из жизни, которые ассоциируются у вас с этой кинокартиной. Атмосфера праздника гарантирована!

А самое приятное, что в эту игру можно играть ежедневно и даже без компании. Включайте любимых исполнителей, когда идете на работу, учебу или занимаетесь домашними делами. Старайтесь вспомнить как можно больше подробностей: имя певца, музыкальный альбом и даже год его создания. Хорошая профилактика когнитивных нарушений и отличное настроение на весь день вам гарантированы!

3. «Угадай предмет»2. Прекрасный вариант для игры с детьми и для развития пространственного мышления.

Правила таковы:

  1. Один игрок выбирает любой предмет из окружающего пространства: игрушку, фотографию или любой другой объект.
  2. Игроки, которые не знают выбранного предмета, начинают задавать вопросы, чтобы его отгадать.
  3. Вопросы должны быть такими, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, «Это животное?», «Этот предмет съедобный?» и т.д.
    Игра продолжается до тех пор, пока игроки не угадают предмет.

4. «Факты о людях»2. Отлично подойдет для большой компании для лучшего знакомства с друзьями и для тренировки памяти, конечно! 

Правила:

  1. Каждый участник рассказывает о себе факт и описывает его одним словом, которое будет начинаться на первую букву его имени. Например, «Олег был на вершине Эльбруса, Олег отважный», «Галя любит морских ежей, Галя гурман».
  2. Следующий человек называет имена предыдущих участников вместе с описанием и говорит факт о себе. Сложнее всего придется последнему. Выбирайте малоизвестные факты о себе и лучше узнавайте друг друга! 

Для нескольких человек

1. «Найди пару»2. Карточная игра, для которой вы можете собрать детей и попробовать обыграть их в нахождении пар бабочек и апельсинов!

Разложите на столе парные карточки рубашками вверх. Вы переворачиваете две карточки. Если обнаружите их совпадение, то забираете их себе. В случае несовпадения, переворачиваете карточки обратно. Суть игры заключается в том, чтобы постепенно запомнить расположение всех карточек и быстро находить пары.

2. «Города»2.

Всем известная игра, которая не требует представления и остается актуальной не одно поколение. 

Напомним правила: каждый игрок называет город или страну, начинающуюся на последнюю букву предыдущего названия. Игра практически бесконечна, а вы можете вести таблицу лидеров! 

3. «Слова из слова»2. Развивает лексическую память и креативное мышление.

Правила: вы выбираете слово и ваша задача — составить новые слова, используя только буквы из исходного слова. Вы можете переставлять буквы местами, добавлять новые или удалять неподходящие, но не можете использовать больше букв, чем есть в исходном слове. Составьте как можно больше новых слов из исходного.
Можете играть в одиночку либо с друзьями.

Классические игры, о которых нельзя забывать 

  1. Шахматы. Стимулируют развитие стратегического мышления и планирования6.
  2. Кроссворды. Развивают лексическую память и мышление7.
  3. Судоку. Числа хорошо справляются с тренировкой внимания и логики2.
  4. Пазлы2. Да, те самые пазлы. Но не спешите думать, что это что-то исключительно детское. На данный момент существует огромное количество всевозможных вариантов этого тренажера для ума, включая целые картины и 3D-пазлы. Потренируйте мелкую моторику, усидчивость и пространственное мышление! 

Самые обычные занятия (часто давно знакомые) могут быть интересны не только детям, но и стать полезными играми для пожилых людей для улучшения памяти. 

Проводите больше времени с семьей и вместе с тем тренируйте свои когнитивные способности для насыщенной и качественной жизни!

Список источников

  1. Егорова В. Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение поддержки памяти лиц пожилого возраста // Глобус: психология и педагогика. – 2021. – № 3 (43). – С. 14-21.
  2. Куликов П. М. К вопросу о методах профилактики нарушений памяти у пожилых людей // Наука и образование сегодня. – 2022. – № 5 (74). – С. 82-84.
  3. Зиёдуллаевна С. и др. Современные методы когнитивной реабилитации у пожилых пациентов,  страдающих нейродегенеративными заболеваниями // Journal the Coryphaeus of Science. – 2023. – Т. 5. – № 4. – С. 204-215.
  4. Мустаева Ф. А., Сизоненко З. Л., Юлдашева О. Н. Исследование роли семьи в жизни пожилого человека // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2016. – Т. 18. – № 10. – С. 143-147.
  5. Громова С. Л. Игровые технологии в обучении иностранному языку // Технологии в образовании-2019. – 2019. – С. 114-120.
  6. Хакимов А. О., Зотин В. В. Спектр влияния шахмат на мышление и мозг // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник. – 2019. – С. 324.
  7. Товстенко В. Г. Разгадывание кроссвордов. Некоторые результаты // Мировая наука. – 2018. – № 8 (17). – С. 69-75.
VER2302828 (v1.0)