Когнитивные нарушения после инсульта

Инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одно из наиболее распространенных неврологических заболеваний с высоким риском инвалидизации и смертности. По данным мировой статистики ВОЗ инсульт занимает второе место среди причин смерти в 2019 году1. В России также ОНМК не редкий диагноз: негативные исходы в этом случае превышает таковые даже от инфаркта миокарда более чем в 2 раза2. Если уйти от цифр, то можно предположить, что при таком высоком уровне заболеваемости каждая российская семья может столкнуться или уже столкнулась с инсультом у своих близких.

Что чаще беспокоит людей, переживших инсульт?

Нарушение когнитивных функций после инсульта является одной из наиболее частых патологий, с которой сталкиваются по меньшей мере 80% больных в первые 4 года после перенесенного заболевания3. Немецкие ученые в 2023 году опубликовали исследование с анализом 113 научных статей, который доказал, что изначальные нарушения мыслительных функций предрасполагают к постинсультной деменции4. Помимо нарушений этих функций, к развитию когнитивных расстройств предрасполагают диабет, фибрилляция предсердий, заболевания мелких сосудов головного мозга. Зная данные факторы риска, можно существенно снизить риски неблагоприятных когнитивных исходов.

Что чаще беспокоит людей, переживших инсульт?

Патогенез инсульта различается в зависимости от сосуда, который поражается – артерия или вена. Общим звеном патогенеза обоих видов инсульта является нарушение кровоснабжения зон головного мозга в следствие. Когнитивные нарушения чаще всего возникают при возникновении поражения в области бассейнов передней и задней мозговой артерий. Эти сосуды кровоснабжают зоны, отвечающие за когнитивный процесс — таламус, гиппокамп, базальные ганглии, лобные доли. Также прослеживается прямая зависимость между объемом поражения и степенью когнитивных нарушений5.

Виды когнитивных нарушений

Хотим вам напомнить, что только врач может достоверно выявить подобные расстройства. Данный материал носит ознакомительный характер, если вы подозреваете у себя нарушения познавательных функций, то обратитесь к врачу.
Прежде чем проводить диагностику когнитивных нарушений, необходимо понимать, расстройства каких функций к ним относятся6:

  • Память — умение запечатлеть и воспроизвести информацию
  • Речь — способность вербальной коммуникации устно и письменно
  • Праксис — возможность приобретать и сохранять двигательные навыки
  • Гнозис — умение распознавать и интегрировать чувственные образы
  • Интеллект и иные управляющие функции — способность контролировать познавательную деятельность.

Оценка когнитивных функций с помощью тестирования

Нейропсихологическое тестирование является одним из методов оценки когнитивных нарушений после инсульта. Оценить мыслительные функции можно еще в острый период инсульта, со 2-4 дня7.  Применяют простые нейропсихологические методики, например, тестирование «Мини-ког», про которое предлагаем узнать подробнее7

Тестирование занимает 3-5 минут, позволяет оценить кратковременную память и зрительно-пространственное мышление. Правила тестирования7:

  • Необходимо запомнить и произнести вслух 3 слова: лимон, ключ, шар
  • Нарисовать часы: сначала расставьте по порядку в круге цифры, как расставите все цифры нарисуйте стрелки, которые показывают время «17:20»
  • Попробуйте вспомнить слова, которые просили вас запомнить ранее

Максимальное количество баллов 5. За запоминание каждого слова дается по 1 баллу, за правильно нарисованный циферблат и стрелки – 2 балла. Если баллов набрано менее 3, то может быть заподозрено нарушение когнитивных функций.

Основные принципы реабилитации после инсульта

Определение функционального статуса организма с помощью тестирований и осмотра позволяет врачу подобрать подходящую программу реабилитации с учетом вида и объема поражения. Лечебно-оздоровительные процедуры после инсульта необходимы для функционального восстановления и ускорения процессов реабилитации.

Для достижения лучших результатов необходимо соблюдать основные принципы реабилитации8:

  1. Раннее начало реабилитационных мероприятий для снижения риска постинсультных осложнений и для быстрого восстановления навыков самообслуживания.
  2. Соблюдение систематичного и длительного подхода. Важно соблюдать этапы восстановления по периодам в зависимости от времени после постановки инсульта: острый – первые 3-4 недели, ранний восстановительный – первые 6 мес, поздний восстановительный – от 6 мес до 1 года, резидуальный – более 1 года. Каждый из периодов проходит в разных учреждениях и отделениях – острый начинается в реанимации и продолжается в неврологическом отделении, ранний восстановительный включает в себя санаторно-курортное лечение и реабилитацию в специализированных центрах, в позднем восстановительном и резидуальном — заболевших наблюдают в амбулаторном звене.
  3. Комплексность лечения – важно не забывать про наличие сопутствующих патологий и их лечение. Лечение сопутствующих заболеваний позволяет минимизировать риск осложнений. К таким патологиям могут относиться заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, системные заболевания.

Методы восстановления когнитивных функций после инсульта

Мы знаем, какие есть виды когнитивных нарушений и в чем особенности реабилитации после инсульта, осталось понять, как с этим всем бороться. Когнитивные упражнений следует начинать в периоде ранней реабилитации вместе с постепенным введением физической нагрузки. Когнитивная гимнастика состоит из комплекса физических и когнитивных упражнений, которые делятся на общие, координационные, на растяжку, тонизирующие, релаксационные. Данные упражнения способствуют восстановлению связей между кинестетической, визуальной и аудиальной системами8.

Подборка советов для преодоления когнитивных нарушений после инсульта9

1. Занятия с логопедом
Логопедические занятия — «золотой стандарт» когнитивно-восстановительных мероприятий. После инсульта около 20-38% больных страдает речевой афазией – нарушением речи10. Речевые нарушения ухудшают социальное взаимодействие и являются фактором риска развития депрессии.

Примеры простых логопедических упражнений помогут вам помочь11

Пассивная гимнастика языкаПассивная гимнастика губ
1. Выведение языка вперед из полости рта
2. Втягивание языка назад
3. Вытягивание языка к нижней губе
4. Поднятие языка к верхней губе
5. Отведение языка в бок к щекам
1. Собирание губ в трубочку по центру рта
2. Пальцы рук на уголках рта, помогают растягивать уголки губ в стороны «в улыбку»
3. Поднятие верхней губы наверх
4. Опускание нижней губы вниз

2. Арт-терапия и музыкальная терапия
Арт-терапия сочетает в себе сенсорный компонент и тренинг по улучшению памяти, консолидации, внимания12. Запоминание и пропевание песен позволяют лучше усваивать новую информацию у людей с легкой афазией и перенесших инсульт более 6 месяцев назад13.

Варианты арт-терапии и музыкотерапии для улучшения ваших когнитивных функций14.

Арт-терапияМузыкотерапия
1. Активная форма арт-терапии – самостоятельное создание произведений по своим образам, мыслям, неограниченное выражение своего творчества
2. Пассивная форма арт-терапии – занятие с ведущим, который задает определенную цель и образ, который необходимо изобразить
1. Прослушивание и анализ музыкальных произведений
2. Заучивание песен и их исполнение самостоятельное и в коллективе
3. Игра на шумовых и иных музыкальных инструментах, освоение музыкального ритма

Вывод

Инсульт – одно из самых частых заболеваний в мире. Быстрое выявление патологии, своевременная госпитализация и ранняя реабилитация снижают риск инвалидизации. Когнитивные нарушения после инсульта являются наиболее частыми постинсультными изменениями, с которыми можно и нужно бороться!

Список литературы

1. Всемирная организация здравоохранения. 10 главных причин смерти. По состоянию на 23 декабря 2022 г.; https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/the-top-10-causes-of-death

2. Число умерших по основным классам причин смерти. Демография. Федеральная служба государственной статистики. Ссылка активна на 25.12.23.  https://rosstat.gov.ru/folder/12781#

3. Махон С. Пармар П. Баркер-Колло С. И др. Определяющие факторы, распространенность и траектория долгосрочных когнитивных нарушений после инсульта: результаты 4-летнего наблюдения за исследованием ARCOS-IV. Нейроэпидемиология.  2017; 49: 129-134.

4. Жюль Филлер, Мариос К. Георгакис, Мартин Дичганс, Факторы риска когнитивных нарушений и деменции после инсульта: систематический обзор и метаанализ. Ланцет здоровое долголетие. 2023, ISSN 2666-7568 https://doi.org/10.1016/S2666-7568(23)00217

5. Левин О.С., Васенина Е.Е., Дударова М.А., Чимагомедова А.Ш. Отставленное прогрессирование когнитивных нарушений после ишемического инсульта: причины и подходы к коррекции // СТПН. 2017. №4.

6. Боголепова А.Н., Васенина Е.Е., Гомзякова Н.А. и др. Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у пациентов пожилого и старческого возраста». Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(10‑3):6‑137.

7. Захаров В.В., Вахнина Н.В., Громова Д.О., Тараповская А.А. Диагностика и лечение когнитивных нарушений после инсульта // МС. 2015. №10.

8. Кадыков Альберт Серафимович, Шахпаронова Наталия Владимировна Ранняя реабилитация больных, перенесших инсульт. Роль медикаментозной терапии // Нервные болезни. 2014. №1.

9. Борисова В.А., Исакова Е.В., Котов С.В. Когнитивная реабилитация после инсульта с использованием нефармакологических подходов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2021;121(12‑2):26‑32. https://doi.org/10.17116/jnevro202112112226

10. Васенина Е.Е., Левин О.С. Фармакотерапия постинсультной афазии // СТПН. 2018. №2.

11. Белкина Юлия Борисовна Вариант комплексного логопедического пособия в нейрореабилитации после инсульта // Специальное образование. 2010. №2.

12. Махендран Р., Ганди М., Мураконда Р.Б., Вонг Дж., Канчи М.М., Фам Дж., Ротаер И., Кумар А.П., Фэн Л., Куа Э.Х. Арт-терапия связана с устойчивым улучшением когнитивных функций у пожилых людей с легкими нейрокогнитивными расстройствами: результаты пилотного рандомизированного контролируемого исследования арт-терапии и активности музыкальных воспоминаний по сравнению с обычным уходом. Исследования. 2018;19(1):615.  https://doi.org/10.1186/s13063-018-2988-6.

13. Лео В., Сихвонен А.Дж., Линнавалли Т., Терваниеми М., Лайне М., Сойнила С., Саркамо Т. Когнитивные и нейронные механизмы, лежащие в основе мнемонического эффекта песен после инсульта. Нейровизуализация, клинический журнал. 2019;24:101948. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2019.101948

14. Фирилёва Ж.Е., Загрядская О.В. Ф62 Педагогические технологии домашней реабилитации при инсульте: монография / Ж.Е. Фирилёва, О.В, Загрядская. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 242 с.

VER2304505 (v1.1)