Когнитивные расстройства: виды, симптомы и лечение

Содержание

Когнитивные расстройства — это снижение познавательных функций по сравнению с исходными индивидуальными или средневозрастными нормами. А синдром когнитивных расстройств — это совокупность симптомов когнитивных нарушений1.

К познавательным (когнитивным) функциям относятся восприятие информации, память (сохранение информации), речь, внимание, анализ и производство информации (мышление), двигательные навыки (целенаправленная деятельность)1.

Основные причины синдрома когнитивных нарушений

Когнитивные расстройства возникают в результате функциональных или органических причин. Функциональные нарушения развиваются на фоне стресса, депрессии, хронической усталости и других психогенных патологий. Они возникают в любом возрасте и часто могут быть обратимыми, т.е. при устранении главной причины все когнитивные способности человека становятся прежними. Когнитивные нарушения при психических расстройствах часто имеют свои специфические признаки и не всегда обратимы2.

Органические причины связаны с непосредственным поражением головного мозга (ГМ) на фоне:

  • атрофии (расстройства питания) тканей головного мозга (ГМ), возникающей после 60-65 лет (болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие, болезнь Пика);
  • хронической ишемии головного мозга (ХИГМ) или острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК);
  • эндокринных патологий, чаще всего при недостаточности выработки гормонов щитовидной железы;
  • токсического поражения ГМ алкоголем, наркотиками и другими опасными токсинами;
  • черепно-мозговых травм2.

Виды когнитивных расстройств

  • расстройство восприятия информации;
  • нарушение памяти;
  • нарушение мышления (анализа и производства информации);
  • расстройство речи;
  • нарушение внимания;
  • расстройство двигательной сферы3.

Каждый из видов когнитивных нарушений может варьироваться по своей силе в зависимости от уровня согласно классификации когнитивных расстройств.

Классификация когнитивных нарушений

  1. Легкие нарушения начинаются со снижения когнитивных функций, часто незаметно для человека. Когнитивный статус может сохраняться в пределах средневозрастной нормы. Не влияет на повседневную жизнь.
  2. Умеренные когнитивные нарушения — умеренное снижение познавательных способностей, заметное для человека и окружающих, сказывается на повседневной и профессиональной сфере.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения (деменция) — выраженное снижение функций в познавательной сфере, которое осложняет повседневную жизнь. Человек не способен к самообслуживанию. Выраженные когнитивные и поведенческие нарушения у женщин пожилого возраста встречаются чаще, чем у мужчин, ввиду большей продолжительности жизни3.

Симптомы когнитивных расстройств

Легкие нарушения в когнитивной сфере выражаются эпизодами повышенной утомляемости, снижением трудоспособности. Человек становится периодически рассеянным, невнимательным, забывчивым, незначительно снижается умение запоминать новую информацию4.

Симптомы умеренных когнитивных нарушений проявляются в виде затруднения запоминания новой информации, снижения объема памяти, трудностей при попытке вспомнить телефонный номер или определенное слово. Человеку становится сложно провести подсчеты в уме, возникают затруднения при попытке воспользоваться ранее знакомыми рабочими терминами, трудно ориентироваться в малознакомом пространстве, сложно принимать решения в новых условиях4.

При тяжелых когнитивных расстройствах значительно снижается качество жизни человека. Нарушается память вплоть до амнезии, способность к запоминанию, речь, двигательная функция, внимание, ориентирование в знакомом пространстве. Человек утрачивает способность к выполнению посильной работы. Состояние ухудшается, теряется навык самообслуживания4.

Диагностика когнитивных расстройств

Постановкой диагноза при когнитивных нарушениях занимаются несколько специалистов — это невролог, психиатр, психотерапевт и нейропсихолог при участии врачей других направлений (эндокринолога, кардиолога и пр.). Пациент проходит стандартное обследование с целью выявления основного заболевания, вызвавшего развитие патологии когнитивной сферы. МРТ головного мозга — главный метод визуализации, который используется при подозрении на органическое поражение ГМ5.

Для выявления непосредственно когнитивных нарушений используются диагностические шкалы и различные тестирования на каждую составляющую когнитивной сферы (проверка внимания, восприятия информации, мыслительной деятельности, речи, запоминания, двигательных навыков). Самые известные и общепризнанные из них:

  • проба «12 слов»;
  • опросник для самодиагностики когнитивного расстройства Макнера и Кана;
  • Монреальская шкала;
  • тест Фольштейна (MMSE);
  • краткая шкала оценки психического состояния;
  • тест Бентона;
  • проба с рисованием часов или объемного куба;
  • проба Мюнстерберга и многие другие6.

Все это помогает врачу оценить, насколько далеко зашло заболевание, или обнаружить болезнь на начальном этапе, чтобы как можно скорее принять необходимые лечебные меры6.

Однако существуют различные несложные тесты для самодиагностики. Не стоит ставить себе диагноз на основании результатов таких тестов, но их можно использовать для оценки динамики когнитивных функций и для дополнительной проверки. Согласно клиническим рекомендациям по лечению когнитивных расстройств, «Опросник для самодиагностики когнитивного расстройства Макнера и Кана» является простым в использовании и общепризнанным методом оценки когнитивного статуса. Проверить себя вы можете уже сейчас7.

Если после суммирования баллов сумма больше 42, возможно, есть нарушение когнитивных функций. Следует обратиться к врачу за консультацией.

Лечение нарушений когнитивных функций

Любой тип терапии может быть назначен только врачом, но существуют общие принципы, которым он будет следовать. Терапия направлена на лечение непосредственной причины, которая привела к когнитивной дисфункции, и устранение симптомов заболевания. Если у пациента психогенные болезни, целесообразно назначение антидепрессантов, транквилизаторов, седативных и снотворных препаратов. Если у пациента артериальная гипертензия и атеросклероз, выписываются статины и гипотензивные препараты. Если человек страдает сахарным диабетом, необходима гипогликемическая терапия, снижающая уровень глюкозы8.

С симптоматической целью назначаются нейропротекторы (ноотропные препараты), которые повышают количество кислорода, поступающего в головной мозг. Тем самым риски дальнейших осложнений значительно уменьшаются. С оздоровительной и общеукрепляющей целью могут быть назначены витамины9.

Особое место занимает немедикаментозная терапия, которая является неотъемлемым инструментом в успешном лечении когнитивных расстройств. Она включает психиатрическую и психологическую помощь, когнитивную коррекцию, нормализацию режима сна и бодрствования, адекватную физическую нагрузку. Практика проведения когнитивных тренингов в последнее время набирает популярность ввиду своей эффективности. Во время таких занятий тренируются все когнитивные функции: память, речь, внимание, мышление, двигательные навыки, восприятие. Тренинги помогают сохранить интеллектуальный статус на должном уровне и развить сниженные функции когнитивной сферы, тем самым компенсируя дефицит. Продолжительность терапии устанавливается лечащим врачом10.

Положительный эффект оказывает арт-терапия — психотерапевтическая коррекция через изобразительное искусство и творчество. Полезны дыхательная гимнастика, йога и пилатес (по возможности). Тренировки баланса помогают улучшить координационные и двигательные способности. Все это направлено на улучшение притока крови к головному мозгу11.

Когнитивные расстройства являются самыми частыми неврологическими симптомами у пожилых пациентов, количество людей с деменцией ежегодно растет. Это глобальная тенденция. Чтобы ее остановить и предотвратить, необходимо своевременно проходить диспансеризацию, при наличии жалоб и подозрении на когнитивную дисфункцию незамедлительно обращаться к врачу7.

Список сокращений:

ГМ — головной мозг.
ХИГМ — хроническая ишемия головного мозга.
ОНМК — острое нарушение мозгового кровообращения.
МРТ — магнитно-резонансная томография.
MMSE — краткая шкала оценки психического статуса (тест Фольштейна).

Список источников

  1. Ткачева О. Н., Чердак М. А., Мхитарян Э. А. Обследование пациентов с когнитивными нарушениями // РМЖ. 2017; 25:1880-1883.
  2. Клиническое руководство по ранней диагностике, лечению и профилактике сосудистых заболеваний головного мозга / З. А. Суслина, Ю. Я. Варакин. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2017. – 352 с.: ил. ISBN 978-5-00030-459-4.
  3. Екушева Е. В. Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема // РМЖ. 2018;12(I):32-37.
  4. Неврология: национальное руководство: в 2-х т. / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. Т. 1. 880 с. Серия «Национальные руководства». ISBN 978-5-9704-6672-8.
  5. Шавловская О. А. Нарушение согласованности когнитивно-моторной интеграции в пожилом возрасте // Успехи геронтологии. 2017. Т. 30. № 2. С. 223-230.
  6. Шавловская О. А. Нарушение согласованности когнитивно-моторной интеграции в пожилом возрасте // Успехи геронтологии. 2017. Т. 30. № 2. С. 223-230.
  7. Боголепова А. Н., Васенина Е. Е., Гомзякова Н. А., Гусев Е. И., Дудченко Н. Г., Емелин А. Ю., Залуцкая Н. М., Исаев Р. И., Котовская Ю. В., Левин О. С., Литвиненко И. В., Лобзин В. Ю., Мартынов М. Ю., Мхитарян Э. А., Незнанов Н. Г., Пальчикова Е. И., Ткачева О. Н., Чердак М. А., Чимагомедова А. Ш., Яхно Н. Н. Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у пациентов пожилого и старческого возраста» // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2021;121(10‑3):6‑137.
  8. Живолупов С. А. Современный клинический анализ цереброваскулярных заболеваний: узловые вопросы дифференциальной диагностики и патогенетического лечения / С. А. Живолупов, И. Н. Самарцев // Фарматека. – 2013. – №7. – С. 87-94.
  9. Колоколов О. В., Малеина А. Ю., Лукина Е. В. Умеренное когнитивное расстройство при цереброваскулярных заболеваниях: возможности профилактики дальнейшего прогрессирования // РМЖ. 2018;12(I):3-9.
  10. Гериатрия: национальное руководство / Под ред. Ткачевой О. Н., Фроловой Е. В., Яхно Н. Н. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2018:234-247.
  11. Клиническое руководство по ранней диагностике, лечению и профилактике сосудистых заболеваний головного мозга / З. А. Суслина, Ю. Я. Варакин. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2017. – 352 с.: ил. ISBN 978-5-00030-459-4.
VER2302830 (v1.0)