Когнитивные способности: как и зачем постоянно тренировать мозг?

Содержание

Когнитивные способности — это особые навыки высшей нервной деятельности, с помощью которых происходят процессы запоминания, распознавания, запечатления и обработки информации, как внешней, так и внутренней1.

Основные кoгнитивные способности включают в себя несколько составляющих. Среди них речь, восприятие, память, праксис, внимание и управляющие функции2. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Речь представляет собой способность к общению как в письменной, так и в устной форме. Включает в себя осмысление передаваемой информации и умение выражать свои мысли и суждения3.

Восприятие относится к умению осознавать и отделять информацию, поступающую от наших органов чувств. Эта способность позволяет воспринимать и понимать мир вокруг нас, анализировать получаемые впечатления и выделять значимую информацию3.

Память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, полученную в течение жизни3.

Праксис (адекватно координированное действие) — спосoбнoсть приобретать, сохранять или использовать различные двигательные навыки3.

Внимание представляет собой способность поддерживать требуемый уровень психической активности и сосредоточивать свою мыслительную деятельность на текущей задаче3. Управляющие функции относятся к умению контролировать свою познавательную деятельность и поведение. Эти функции позволяют регулировать наше внимание, планировать и организовывать свои действия, принимать решения и контролировать эмоции2.

Формирование когнитивных способностей начинается с момента рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни5.

Когнитивные способности подростков имеют тенденцию к постоянному и стремительному развитию. Переход от подросткового возраста ко взрослой жизни характеризуется улучшением когнитивных способностей и соответствующими усовершенствованиями структуры и функций областей мозга, которые их поддерживают. Именно в этом возрасте, когда идет максимальное развитие когнитивных функций, важное значение имеет тренировка мозга, которая помогает минимизировать возможные нарушения в пожилом возрасте. Улучшение когнитивных способностей является неотъемлемой составляющей для снижения риска развития в будущем проблем со здоровьем5.

Какие существуют способы улучшения когнитивных способностей?

Как известно, когнитивные нарушения в последние годы имеют высокую распространенность у населения. Согласно результатам проведенных эпидемиологических исследований ВОЗ, в 2050 г. количество пациентов с когнитивными нарушениями, достигающими степени деменции, составит 152 млн человек6.

Терапия деменции — это сложно организованный процесс, включающий многоэтапное медикаментозное лечение, которое в итоге не дает гарантий успеха7,8. Чтобы не стать частью этой пугающей статистики, важно заниматься профилактикой с раннего возраста. Существует множество различных способов, упражнений и игр на развитие когнитивных функций мозга.

Однако немедикаментозные методы терапии также широко изучаются и дают свои плоды9,10.

Наиболее показательными и эффективными считаются упражнения для развития когнитивных функций мозга у взрослых, специальные тренинги, физические упражнения и психотерапия11

Когнитивный тренинг (КТ) — это немедикаментозный метод, суть которого состоит в фокусировке на целенаправленном выполнении каких-либо задач, поддерживающих конкретные когнитивные функции, такие как память, внимание или способность решения проблем12.

КТ делится на два типа: компенсаторный и восстановительный11.

Основная задача компенсаторной тренировки заключается в развитии уже имеющихся умственных способностей. Целью является восстановление утраченных познавательных способностей и функций13.

Компенсаторный тренинг включает в себя несколько заданий: разгадывание кроссвордов, построение ассоциаций, чтение книг, заметок и журналов, вязание, шитье и т. д.14.

Восстановительный тренинг помогает решать конкретные задачи. Среди таких игр, тренирующих головной мозг, выделяют «Выполни рисунок», «Сложи картинку», «Найди отличие», «Геометрические фигуры», «Третий лишний», «Подбери слово»15.

КТ не только улучшает умственные способности пациентов, но и длительно сохраняет их на текущем уровне, тем самым улучшая прогнозы возможного развития заболеваний15.

Было доказано, что наиболее важную роль в развитии когнитивных способностей человека играет не столько кора головного мозга и ее центры, сколько количество нейронных связей между различными его областями16.

Среди упражнений, которые справляются с этой задачей, существует такой способ, как тренировка с двумя задачами. Как следует из названия, тренировка основана на одновременном выполнении двух задач — двигательной и когнитивной. Самый известный пример этого типа тренировок — попросить пациента ходить во время счета. А также существует множество способов, чтобы усложнить и разнообразить эту простую задачу. Попробуйте изменить направления движений: влево и вправо, вверх и вниз17.

Важную роль в развитии когнитивных способностей играет метод тренировки концентрации внимания. Во время тренинга участники фокусируют свое зрение на фиксированной точке (например, на сердце, ладони или кончиках пальцев) в течение 20 минут. Было доказано, что этот метод тренировки, разработанный экспериментально, способен эффективно улучшить такую когнитивную способность, как внимание18.

Существуют различные способы для улучшения гибкости мышления. В основе одного из них лежит так называемый «эффект Струпа». Его суть заключается в чтении слов, когда цвет букв не соответствует значению слова, что влияет на наше восприятие и может вызывать затруднения в чтении или распознавании слова19. Такие тесты позволяют тренировать направленное внимание и улучшать умственную активность. Направленное внимание является ключевым ментальным процессом, позволяющим нам сосредоточиться на задаче, несмотря на посторонние отвлекающие факторы. Улучшение внимания с помощью данного теста может помочь нам стать более эффективными в выполнении задач в повседневной жизни и сохранять психологическую благополучность.

Еще одним способом тренировки головного мозга является тест на многозадачность. Внимательность играет ключевую роль в этом упражнении. Суть теста в том, чтобы постоянно следить за перемещением белого шара и одновременно обращать внимание на слова, которые появляются на экране. Выполнение этого упражнения поможет вам улучшить внимательность, зрительно-моторную координацию, скорость реакции и умение менять стратегию, что важно для ментальной гибкости и качественной работы20.

Физическая активность, даже умеренная, может оказывать защитное действие на психические функции и снизить частоту развития деменции21. Было показано, что специальные программы упражнений улучшают когнитивные функции22 и уменьшают симптомы депрессии23 за счет снижения артериального давления и улучшения кровоснабжения головного мозга24.

Регулярная физическая активность снижает риск развития болезни Альцгеймера и стимулирует образование новых нейронных связей25.

Большое значение среди немедикаментозных методов терапии имеет психотерапия. Интересными направлениями, способными тренировать головной мозг, являются музыкотерапия26 и арт-терапия27, которые дают положительную динамику в отношении отдаленных прогнозов развития заболеваний.

Развитие когнитивных способностей человека играет важную роль на протяжении всей жизни. В детском возрасте это важно непосредственно для развития основных функций восприятия, обработки и воспроизведения информации. А во взрослом — для профилактики когнитивных нарушений.

Список литературы

  1. Екушева Е. В. Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема // РМЖ. 2018;12(I):32-37.
  2. Ткачева О. Н., Чердак М. А., Мхитарян Э. А. Обследование пациентов с когнитивными нарушениями // РМЖ. 2017; 25:1880-1883.
  3. Боголепова А. Н., Васенина Е. Е., Гомзякова Н. А., Гусев Е. И., Дудченко Н. Г., Емелин А. Ю., Залуцкая Н. М., Исаев Р. И., Котовская Ю. В., Левин О. С., Литвиненко И. В., Лобзин В. Ю., Мартынов М. Ю., Мхитарян Э. А., Незнанов Н. Г., Пальчикова Е. И., Ткачева О. Н., Чердак М. А., Чимагомедова А. Ш., Яхно Н. Н. Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у пациентов пожилого и старческого возраста» // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2021;121(10‑3):6‑137.
  4. Захаров В. В. Нарушения памяти // РМЖ. 2000; 10:402.
  5. Ларсен Б., Луна Б. Подростковый возраст как нейробиологический критический период для развития познания высшего порядка. Neurosci Biobehav Rev. 2018 Ноябрь; 94:179-195. DOI: 10.1016 /j.neubiorev.2018.09.005. 
  6. ВОЗ. Деменция: в ближайшие 30 лет число затронутых людей возрастет втрое. 2017. https://www.who.int/ru/news/item/07-12-2017-dementia-number-of-people-affected-to-triple-in-next-30-years.
  7. Джулии С., Фатторетти П., Гальярди С., Мочеджани Е., Венаруччи Д., Балиетти М., Касоли Т., Костарелли Л., Джаккони Р., Малаволта М., Папа Р., Латтанцио Ф., Постаккини Д. Проект «Мой разум»: эффекты когнитивной тренировки для пожилых людей. Протокол исследования проспективного рандомизированного интервенционного исследования. Aging Clin Exp. 2017 Jun; 29(3): 353-360. DOI: 10.1007 / s40520-016-0570-1.
  8. Дума С. Н. Возможности антиоксидантной терапии при астении и когнитивном дефиците у пожилых пациентов с хронической ишемией мозга // Терапевтический архив. 2013; 12:100–5.
  9. Чанг С. С., Поллок А., Кэмпбелл Т., Дурвард Б. Р., Хаген С. Когнитивная реабилитация при исполнительной дисфункции у взрослых с инсультом или другими непрогрессирующими приобретенными повреждениями головного мозга у взрослых. База данных Кокрейна Syst Rev. 2013 Apr 30;2013(4):CD008391. DOI: 10.1002/ 14651858.CD008391.pub2.
  10. Скидмор Э. Р., Доусон Д. Р., Баттерс М. А., Граттан Е. С., Юнг С. Б., Уайт Э. М., Бегли А., Холм М. Б., Беккер Дж. Т. Тренинг по стратегии показывает перспективы решения проблемы инвалидности в первые 6 месяцев после инсульта. Нейрореабилитация. 2015 Aug;29(7): 668-76. DOI: 10.1177 / 1545968314562113. 
  11. Родаковски Дж., Сагафи Э., Баттерс М. А., Скидмор Э. Р. Немедикаментозные вмешательства для взрослых с легкими когнитивными нарушениями и ранней стадией деменции: обновленный обзорный обзор. Mol Aspects Med. 2015, июнь ‒ октябрь; 43-44: 38-53. DOI: 10.1016 / j.mam.2015.06.003. 
  12. Науменко А. А., Громова Д. О., Преображенская И. С. Когнитивный тренинг и реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями // Доктор.Ру. 2017. № 11 (140). С. 31-38.
  13. Пекарска И., Пекарски В., Ткачёва О. Н., Мхитарян Э. А., Чердак М. А. Когнитивный тренинг: упражнение интеллекта и речи в пожилом возрасте. М.: Издательство Перо, 2021. 68 с.
  14. Да Круз Т. Дж., Сан С. П., Линдольфо М. Д., Калдас С. П. Когнитивная стимуляция для пожилых людей с болезнью Альцгеймера, проводимая лицом, осуществляющим уход. Rev Bras Enferm. Май ‒ июнь 2015; 68(3):450-6, 510-6. DOI: 10.1590/0034-7167.2015680319i.
  15. Пэн Зи, Цзян Х., Ван Х., Хуан К., Цзо У., Ву Х., Абдулла А. С., Ян Л. Эффективность когнитивного тренинга для пожилых китайцев с легкими когнитивными нарушениями. Biomed Res Int. 2019, 30 ноября; 2019: 4347281. DOI: 10.1155/2019/4347281.
  16. Хербе Г., Лафарг Г., Даффо Х. Атлас нейропластических возможностей у пациентов с сердечной недостаточностью. Атлас нейропластического потенциала у пациентов с повреждением головного мозга. Январь 2017; 33(1): 84-86. DOI: 10.1051 / medsci /20173301014.
  17. Боннехер Б. Физическая перепроверка, тренируйте мозг! Физическая реабилитация. Тренируй свой мозг! Октябрь 2017; 33 (10): 887-890. DOI: 10.1051 / medsci /20173310021.
  18. Лай Ю. Дж., Чанг К. М. Улучшение внимания у учащихся начальной школы посредством тренировки концентрации внимания. Международное здравоохранение в области окружающей среды. 2020, 3 июля; 17 (13): 4780. DOI: 10.3390 /ijerph17134780.
  19. Брага П. Г., Энрике Дж. С., Алмейда С. С., Арида Р. М., Гомес да Силва С. Факторы, влияющие на выполнение исполнительных функций у пожилых бразильцев в тесте Струпа. Braz J Med Biol, 27 апреля 2022; 55: e11917. DOI: 10.1590/1414-431X2022e11917.
  20. Кобаяши К., Оиси Н., Йошимура С., Уэно Т., Мияги Т., Мураи Т., Фудзивара Х. Взаимосвязь между мультимедийной многозадачностью и функциональной связностью в дорсальной сети внимания. Sci Rep. 2020, 22 октября; 10(1): 17992. DOI:10.1038/s41598-020-75091-9.
  21. Казоли Т., Джулия С., Балиетти М., Джорджетти Б., Солацци М., Фатторетти П. Влияние когнитивной тренировки на экспрессию нейротрофического фактора головного мозга в лимфоцитах пациентов с легкими когнитивными нарушениями. Rejuvenation Res. 2014 Apr; 17(2):235-8. DOI: 10.1089 / rej.2013.1516. 
  22. Эриксон К. И., Вайнштейн А. М., Лопес О. Л. Физическая активность, пластичность мозга и болезнь Альцгеймера. Архив медицинских исследований 2012; 43(8): 615-21.
  23. Ходзко‐Зайко В., Проктор Д., Фиатарон Сингх М., Минсон С., Нигг С., Салем Г. и др. Позиция Американского колледжа спортивной медицины. Упражнения и физическая активность для пожилых людей. Медицина и наука в спорте и физических упражнениях 2009; 41(7): 1510-30. DOI: 10.1249/MSS.0b013e3181a0c95c.
  24. Флег Дж. Л. Аэробные упражнения у пожилых людей: ключ к успешному старению. Discov Med. 2012 Mar; 13 (70): 223-8. PMID: 22463798.
  25. Кошчак Тивадар Б. Физическая активность улучшает когнитивные способности: возможные объяснения. Биогеронтология. 2017 Aug; 18 (4): 477-483. DOI: 10.1007 / s10522-017-9708-6.
  26. Янг Дж., Анжеварен М., Рустед Дж., Табет Н. Аэробные упражнения для улучшения когнитивных функций у пожилых людей без известных когнитивных нарушений. Версия системы базы данных Кокрейна от 22 апреля 2015 года; 2015(4): DOI: 10.1002/14651858.CD005381.pub4.
  27. Канцлер Б., Дункан А., Чаттерджи А. Арт-терапия при болезни Альцгеймера и других деменциях. Болезнь Альцгеймера. 2014; 39(1):1-11. DOI: 10.3233/JAD-131295. 
VER2302821 (v1.0)