Когнитивные нарушения после COVID-19

COVID-19 –пандемия 21 века

В конце декабря 2019 года появилась новость о возникновении неизвестного ранее инфекционного заболевания. В начале 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дала название новой инфекции COVID-19 или Sars-CoV-2. Болезнь вызывается вирусом семейства коронавирусы и передается от человека к человеку воздушно-капельным путем1.

За четыре года количество зараженных по всему миру составило почти 541 миллионов человек, из них погибших – более 6 млн2.

Основные симптомы и диагностика коронавирусной инфекции

Коронавирусное заболевание относится к острым респираторно-вирусным инфекциям, поражает легкие и имеет разнообразные симптомы:

  • лихорадка (температура выше 37,5°С),
  • сухой кашель, одышка,
  • головная боль,
  • мышечная боль,
  • сильная слабость,
  • нарушения обоняния вплоть до его потери – аносмии,
  • потеря вкуса (дисгевзия),
  • симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др3.

COVID-19 может проходить бессимптомно в инкубационный период или даже полностью. Но могут возникнуть и летальные случаи с высокой скоростью прогрессирования3.

COVID-19 также отличается постоянной мутацией штаммов – копии вирусов видоизменяют свои структуры, чтобы оставаться неузнаваемыми и быстрее распространяться4.

К основным методам диагностики относят:

  1. сбор жалоб пациента;
  2. измерение температуры, артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), уровень кислорода крови (SpO2), аускультация легких, пальпация лимфатических узлов;
  3. лучевая диагностика – компьютерная томография (КТ) легких или рентгенография легких;
  4. лабораторные исследования: выявление антигенов (фрагментов вируса) и вирусное РНК (ПЦР-тест), выявление антител (иммуноглобулинов класса М, G, A) к вирусу, а также общий анализ крови, биохимический анализ, уровень С-реактивного белка (маркер воспаления в организме), и др3.

Постковидный синдром – что это?

Даже после успешного лечения Ковида большинство пациентов отмечают у себя сохранение симптомов разной степени тяжести. Чаще всего это продолжительная слабость, тревога, бессонница и другие проявления. Могут появиться психические и когнитивные нарушения после Ковида. Совокупность этих симптомов называют «постковидным синдромом»5.

Совсем недавно постковидный синдром получил признание ВОЗ, как отдельное заболевание6.

Постковид и когнитивные нарушения

Наиболее уязвима к воздействию вируса нервная система. Поражаются сосуды головного мозга (ГМ), нарушается доставка кислорода в ткань, погибают нервные клетки. Такие события не проходят бесследно — снижаются когнитивные функции. Это проявляется ухудшением внимания, речи, памяти и скорости мышления.

Такие нарушения препятствуют выполнению рутинных бытовых и социальных задач. Качество жизни человека заметно ухудшается7.

Патогенез когнитивных нарушений при Ковиде

Врачи считают, что нарушения когнитивных функций после коронавируса развиваются как от стресса (страх смерти, самоизоляция и социальное дистанцирование), так и от прямого влияния вируса на центральную нервную систему (ЦНС):

  • дыхательная недостаточность и гипоксия негативно воздействуют на нервную ткань;
  • поражение мозга также может быть следствием гиперактивации иммунной системы и выброса большого количества цитокинов – веществ, вызывающих воспалительную реакцию («цитокиновый шторм»);
  • вирус может проникнуть в ЦНС через гематоэнцефалический барьер при разрушении эндотелия кровеносных сосудов головного мозга и действовать напрямую8.

Также у переболевших COVID-19 часто встречается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и депрессия. ПТСР – особое состояние, которое возникает после пережитого сильного стресса или травмирующего события. Это расстройство характеризуется постоянными переживаниями, повышенной тревожностью, навязчивыми воспоминаниями о произошедшем. Возникают проблемы со сном, мучают ночные кошмары. Эти симптомы способны сохраняться более месяца и привести к депрессивным расстройствам9.

Лечение нарушений когнитивных функций

В настоящее время при нарушениях когнитивной сферы врачи используют симптоматическое лечение и терапию сопутствующих заболеваний психики. При наличии депрессии назначается препарат группы антидепрессантов3. Могут быть назначены нейропротективные препараты для улучшения метаболических процессов нервной ткани10.

Наибольшее внимание уделяется немедикаментозным методам лечения, которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент при нарушениях когнитивных функций11.

Немедикаментозное лечение когнитивных нарушений после COVID-19

Полезные лайфхаки при когнитивных нарушениях:

  • Попробуйте регулярно делать массаж и дыхательную гимнастику – это поможет снизить чувство усталости и напряжения11.
  • Скандинавская ходьба или легкая физическая нагрузка способна вызвать усиленную выработку нейромедиаторов и улучшить самочувствие12.
  • Освойте интеллектуальные настольные игры, тренирующие логическое мышление13.

Если вы или ваши близкие столкнулись с когнитивными нарушениями после COVID-19, что можно сделать прямо сейчас?

Предлагаем сделать несколько полезных упражнений:

  • «Таблица Шульте»

Данный метод используется для развития навыка скорочтения, тренирует зрительную память и концентрацию внимания14.

Вам потребуется специальная таблица и пару минут свободного времени. Необходимо расположить таблицу на расстоянии около 30 см от лица. Далее нужно сфокусировать взгляд на ее центре, и начать искать все числа в порядке возрастания, используя периферическое зрение, стараясь не уводить взгляд от центра картинки.

Результат оценивают по времени, за которое удалось найти все цифры в правильной последовательности.

В норме время выполнения пробы Шульте составляет 25–30 секунд. Если вы потратили гораздо больше времени – следует обратиться к неврологу.

  • Техника «Объятие бабочки»

В случае повышенной тревожности и стресса в постковид, предлагаем применить успокаивающую методику билатеральной стимуляции.

Для этого необходимо скрестить руки у себя на груди и поочередно похлопывать себя по плечам, одновременно с этим двигая глазами из стороны в сторону, как показано на картинке. Продолжительность упражнения – около 40 секунд.

Данный метод — действенный способ снижения тревожности здесь и сейчас15.

Если во время упражнения вы почувствовали ухудшение своего состояния, прекратите выполнение упражнения и обратитесь за консультацией к врачу.

Так как механизм возникновения когнитивных нарушений после COVID-19 до конца не изучен, поиск эффективного лечения остается актуальным. Но в силах пациента – улучшить свое самочувствие, используя простые и доступные методики, и в целом соблюдая здоровый образ жизни не только после перенесенной инфекции, но и всю жизнь.

Список сокращений:

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

АД – артериальное давление

ЧСС – частота сердечных сокращений

КТ – компьютерная томография

РНК – рибонуклеиновая кислота

ПЦР-тест – тест полимеразной цепной реакции

ГМ – головной мозг

ЦНС – центральная нервная система

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство

Список источников:

  1. Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Татьяна Яковлевна, Янковская Я.Д., Бурова С.В. Новая коронавирусная инфекция (Covid-19): клинико-эпидемиологические аспекты // Архивъ внутренней медицины. 2020. №2 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-koronavirusnaya-infektsiya-covid-19-kliniko-epidemiologicheskie-aspekty (дата обращения: 26.12.2023).
  2. Коронавирус. Статистика коронавируса (штамм Омикрон) в России и мире в реальном времени. (Электронный ресурс). URL: https://coronavirus-monitor.info/ (дата обращения: 26.12.2023).
  3. Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (версия 18 от 26.10.2023)». — М., 2023.
  4. Елинсон Мария Альбертовна, Бигильдина Элина Рамилевна КОВИД 2019: КРАТКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ШТАММОВ, ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ БОЛЕЗНИ, СТАТИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ // E-Scio. 2022. №4 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kovid-2019-kratkaya-klassifikatsiya-shtammov-osobennosti-protekaniya-bolezni-statistika-zabolevaemosti (дата обращения: 26.12.2023).
  5. Милаева, Т. В. Постковид и психическое здоровье населения / Т. В. Милаева // Устойчивый Север: общество, экономика, экология, политика : Сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию образования Якутской АССР, Якутск, 30 ноября – 01  2022 года / Отв. Редактор Е.Э. Григорьева. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2022. – С. 175–181.
  6. Состояние после COVID-19 (U09) // Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) URL: https://mkb-10.com/index.php?pid=23014 (дата обращения: 12.01.2023).
  7. Кабыш Сергей Сергеевич, Карпенкова Алена Дмитриевна, Прокопенко Семен Владимирович КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ И COVID-19 // Сибирское медицинское обозрение. 2022. №2 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-narusheniya-i-covid-19 (дата обращения: 13.01.2024).
  8. Петрова  Н.Н.  Нейропсихиатрические  последствия  COVID-19 //  Juvenis scientia. 2022. Том 8. No 4. С. 5–14. DOI: 10.32415/jscientia_2022_8_4_5-14. EDN: BUEPRW
  9. Ермоленко Виктория Александровна, Дедкова Екатерина Сергеевна, Савкин Валерий Васильевич. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА // Медицина и фармакология. 2022. №1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-perenesennoy-koronavirusnoy-infektsii-s-vozniknoveniem-posttravmaticheskogo-stressovogo-rasstroystva (дата обращения: 26.12.2023).
  10. Головачева Вероника Александровна, Табеева Г.Р., Кузнецов И.В. КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ COVID-19: ВЗАИМОСВЯЗЬ, ПАТОГЕНЕЗ И ВОПРОСЫ ТЕРАПИИ // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-narusheniya-pri-covid-19-vzaimosvyaz-patogenez-i-voprosy-terapii (дата обращения: 12.01.2024).
  11. Андреева, Г. О. Применение немедикаментозных методов лечения астенических расстройств у пациентов, перенесших covid-19 / Г. О. Андреева, К. М. Наумов // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2021. – Т. 40, № S4. – С. 3–6.
  12. Рузаева Елена Александровна, Коробейникова Елена Ивановна, Череп Зоя Петровна СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА — ПРОГУЛКА К КРЕПКОМУ ЗДОРОВЬЮ // Наука-2020. 2021. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skandinavskaya-hodba-progulka-k-krepkomu-zdorovyu (дата обращения: 12.01.2024).
  13. Раскуражев А.А., Кузнецова П. И., Танашян М.М. НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nemedikamentoznaya-profilaktika-i-korrektsiya-kognitivnyh-narusheniy (дата обращения: 26.12.2023).
  14. Володченкова Л.А., Королёв С.И. Программное приложение для обучения детей младших классов приёмам скорочтения // МСиМ. 2018. №3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmnoe-prilozhenie-dlya-obucheniya-detey-mladshih-klassov-priyomam-skorochteniya (дата обращения: 13.01.2024).
  15. Власов, Н. А. Краткосрочная психотерапия при патологическом страхе заболеть COVID-19 и ковид-ипохондрии в условиях пандемии / Н. А. Власов // Вестник психотерапии. – 2022. – № 84. – С. 5-14. – DOI 10.25016/2782-652X-2022-0-84-05-14.

VER2304498 (v1.0)