Синдром рассеянного внимания и потеря концентрации внимания

Проблемы с концентрацией внимания могут испытывать люди разного возраста. Суть нарушений внимания состоит в невозможности сосредоточиться на определенном предмете или действии. Человек постоянно на что-то отвлекается, он не может решать поставленную перед ним задачу, снижается его работоспособность. Частыми «спутниками» потери концентрации становятся забывчивость, отсутствие чувства времени, невозможность организовать свой распорядок дня, уклад жизни. Нарушения концентрации внимания обычно возникают на фоне повышенной активности, которая быстро сменяется упадком сил, «скачков» настроения, чрезмерной нервной возбудимости. Своевременное обращение к специалисту позволит восстановить концентрацию, а с ней и работоспособность.

Причины нарушения концентрации внимания

Когда человек не может сосредоточиться, это происходит не беспричинно. В основе расстройства лежат как внутренние физиологические факторы, так и внешние. К их числу относится образ жизни, общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, способность организма справляться с эмоциональными, физическими и умственными нагрузками.

К причинам снижения концентрации специалисты относят:

Заболевания нервной системы. Невнимательность может быть следствием черепно-мозговых травм, опухолей и инфекционных поражений мозга, эпилепсии. С возрастом снижается интенсивность кровоснабжения мозга, что также негативно сказывается на способности сконцентрировать внимание.

Заболевания внутренних органов. Некоторые заболевания сопровождаются снижением интенсивности кровообращения, изменениями гормонального фона, колебаниями уровня глюкозы в крови, что может негативно сказываться на концентрации внимания.

Острые и хронические стрессы. Когда организм длительное время испытывает чрезмерные физические и психологические нагрузки, внимательность может снижаться.

Вредные привычки. Курение провоцирует спазм сосудов и ухудшение кровоснабжения головного мозга, что может приводить со временем к снижению концентрации. Токсичные продукты распада алкоголя негативно влияют на головной мозг и также могут приводить к снижению когнитивных функций.

Психические расстройства. Проблемы с концентрацией внимания могут появляться при наличии навязчивых состояний и некоторых других психических отклонений. Рассеянность внимания – один из симптомов деменции и делирия.

Рассеянность может время от времени возникать и у абсолютно здорового человека, например, после длительного рабочего дня, особенно если работа связана с выполнением монотонных действий. Снижение концентрации может возникать у студентов во время сессии, спортсменов, напряженно готовящихся к соревнованиям, у женщин, недавно родивших ребенка.

Типы нарушения концентрации внимания

  • Истинное. Расстройство внимания, возникающее вследствие воздействия перечисленных выше причин, например, после травмы мозга или после нескольких бессонных ночей. Человек, который ранее не испытывал проблем с концентрацией, становится рассеянным, работоспособность падает.
  • Мнимое. Проблема возникает из-за неумения человека выделить приоритеты и распределить свое внимание правильно, чрезмерно концентрируясь на чём-то одном или наоборот, «перепрыгивая» от одной задачи к другой и не доводя до конца ни одну из них. Мнимые расстройства концентрации внимания характерны для ученых и творческих людей.
  • Ученическое. Нарушение возникает в школьном или студенческом возрасте, нередко оно связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Подвижный, активный ребенок интересуется многими вещами одновременно, быстро увлекается новыми занятиями, легко переключается с решения одной задачи на другую, и в результате не доводит дела до конца. У здоровых детей при правильном воспитании со временем вырабатывается привычка концентрироваться на основной задаче и доводить ее до конца.
  • Старческое. С течением времени происходит естественное старение органов, в том числе, головного мозга. Происходит замедление передачи нервных импульсов, снижение интенсивности кровообращения в сосудах мозга, что ведет к утрате части функций. Пожилому человеку сложнее сконцентрировать внимание, одновременно с этим ему трудно быстро переключиться на другую задачу.

Методы диагностики синдрома рассеянного внимания

Синдром рассеянного внимания может становиться препятствием для нормальной работы и серьезной проблемой в жизни. В том случае, если проблемы с вниманием не являются эпизодическим результатом недостаточного сна, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Пройти обследование можно в одной из клиник. Специалист проведет осмотр, оценит вероятные причины расстройства внимания, при необходимости назначит специальные тесты, лабораторные и аппаратные исследования. На основании результатов диагностики врач назначит лечение, в том числе, медикаментозное, если это необходимо.

Очень важно тщательно соблюдать рекомендации врача пожилым людям. Лечение синдрома рассеянного внимания обычно требует времени, положительные изменения появляются не сразу. Об этом нужно помнить и не прерывать назначенный врачом курс лечения раньше срока. Близким и родственникам необходимо проследить, чтобы пожилой человек не забывал принять нужные препараты и регулярно наблюдался у врача.

Список литературы

  1. Громова Д.О., Вахнина Н.В. Когнитивные нарушения у больных молодого и среднего возраста: диагностика и подходы к терапии // Эффективная фармакотерапия. Неврология. — 2017. —  № 3(31). 
  2. Насонова Т.И., Колосова Т.В., Слободин Т.Н., Клименко А.В., Курочкин И.В., Рябиченко Т.М., Тышкевич А.В., Бугаев Ю.А., Головченко Ю.И. Нарушение памяти и внимания у пациентов среднего возраста: диагностика и лечение // Междунар. неврол. журн.; МНЖ. 2018. №2 (96). 
  3. Харина Д.В., Латюшин Я.В., Харина И.Ф. Особенности концентрации внимания студентов-спортсменов в зависимости от организации режима дня // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №4 (15). 
  4. Greenhill L. L., Biederman J., Boellner S. W. A randomized, double-blind, placebo-controlled study of modafinil film-coated tablets in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)рус.: journal. — 2006. — Vol. 45, no. 5. — P. 503 — 511.
RUS2252856 (v1.1)